Кощей и Баба Яга история и откуда взялись

 Все мы хорошо помним таких сказочных героев, как Кощей и Баба Яга, но мало кто из нас догадывается об их происхождении. Чтобы узнать, когда же появились первые упоминания о Кощее, да еще и Бессмертном, нам нужно отправиться в далекую старину. В те далекие времена у славян священные книги назывались «кощун». Они не были бумажными, уникальные знания были записаны на деревянных табличках. Хранителя бессмертного наследия называли «кощеем», однако он не был бессмертным, этим титулом его наградили  книги. А злым его сделали в период введения на Руси православия. Всех персонажей, которые были добрыми сделали в отрицательных.

Не менее популярным персонажем сказок является Баба Яга. Но как бы не старались создатели сделать Бабулю Ягулю полностью отрицательным героем, им это не удалось. Все мы хорошо помним, что именно у  этой неказистой старушки добры молодцы искали поддержки в трудную минуту.

Дошедшие до наших времен знания свидетельствуют о том, что и Бабуля Ягуля и Кащей имеют славянские корни. Хотелось бы обратить внимание на написание этого имени.  Оказывается, существуют два героя с одним и тем же именем, вот только пишутся они по-разному. Одного звать Кощеем, а вот другого величают Кащеем и он является героем сказок и славится плохой репутацией.

Была еще у древних славян Йогиня-Матушка, ее еще называли Баба Його. Эта женщина была покровительницей детей, в особенности детей-сирот, она странствовала по Земле и забирала их собой в свой Скит, он располагался у подножья алтайской горы. Забирая детей с собой, она стремилась спасти последних представителей Славянских и Арийских Родов от гибели. т

Из специального углубления, находящегося возле Капища Рода выдвигался специальный помост, он разделялся выступом на два углубления. Выступ называли Лопатой. В одно углубление клали спящих в белых одеяниях детей, а в другое клали сухой хворост. После того, как в Пещь Ра задвигали лопату Йогиня-Матушка поджигала хворост. После прохождения Огненного обряда дети не возвращались в мирскую жизнь Родов. Присутствовавшие на Огненном обряде чужестранцы, вернувшись в свои края, очень красочно рассказывали про обряд, где маленьких детей приносят в жертву Древним Богам, бросив их в Огненную печь. А совершала этот обряд некая Баба Йога. Однако чужестранцам было не дано увидеть, что происходило на самом деле. А происходило это так. Как только помост-лопата задвигался в Пещь Ра, срабатывал защитный механизм – опускалась каменная плита, отделяя углубление с детьми от огня. После того как загорался огонь в Пещь Ра, детей с лопаты переносили в Капище Рода Жрецы Рода. Из детей-сирот воспитывали будущих Жриц и Жрецов, а когда они вырастали, создавали семьи и продолжали Род. Что же касается чужеземцем, которые присутствовали на обряде, они не могли всего увидеть, что же происходило на самом деле, рассказывали свои версии сказок, в которых кровожадная Баба Йога и Жрецы приносили детей в жертву своим Богам.

Такие сказания не могли не сказаться на репутации Матушки-Йогини. Из доброй, молодой и красивой Богини Йогиня-Матушка превратилась в злобную, горбатую старуху, которая жарит детей на костре и питается ими. Исказилось и светлое доброе имя Йогини. Вот так и появился образ Бабы Яги.

Кощей Бессмертный, Кикимора, Леший, Соловей Разбойник — с детства знакомые нам немного страшные, немного нелепые, немного смешные, а в конце-концов довольно жалкие персонажи русских народных сказок. Кто они, откуда взялись, как поменялся их характер, привычки, судьбы с течением времени? Попробуем разобраться. Интересно, что в наступившем году Баба Яга заняла третье место среди приглашаемых на новогодние елки персонажей, опередив даже символа года — Зайчика. Почему же эта испокон века признанная злодейка так полюбилась нашим ребятишкам? 

Умные злодеи

Действительно, многие дети любят побояться, но не всерьез, а понарошку, для остроты ощущений. Ведь если в сказке есть злодей, то есть и герой, который обязательно победит. Сказки тем и хороши, что добро в них непременно побеждает зло, грехи и пороки высмеиваются, а злодеи проигрывают. Но согласитесь, отрицательные персонажи всегда многограннее, интереснее, живее что ли, чем положительные. С теми как раз все понятно буквально с самого начала — живут правильно, учатся прилежно, родителей чтут как положено, влюбляются непременно в красавиц-царевен, коих в конце-концов и едут спасать, одним словом - счастливый финал им буквально на роду написан. А вот злодеи - те позанимательнее. Умны, изобретательны, хитры, остры на язык и эпатажны внешне. Им бы еще чуть-чуть везения... Неужели они так и родились злючками и человеконенавистниками, или в силу каких-то причин просто превратились в оных?  Итак, одна из историй бабы Яги.

Могущественная богиня

У наших древних славянских предков-язычников существовало божество - Баба Йога - покровительница Рода, олицетворение родовой мудрости. Она собирала по городам и весям детей-сирот и доставляла в свой Скит для того, чтобы спасти от гибели остатки Родов Великой Расы. Перемещалась старушка по воздуху в деревянной ступе и исключительно по ночам. Наши предки еще со времен матриархата очень почитали эту богиню, но по всей вероятности, материнский инстинкт древних славянок вынуждал их слегка запугивать своих деток, любивших убежать подальше, да погулять подольше — мол, заблудишься, дорогу домой не найдешь, прилетит Баба Йога, примет тебя за сироту и разлучит нас навеки. Без злого умысла, разумеется. Во всяком случае, мне так думается. 

По мнению многих ученых — исследователей древнеславянской и древнерусской культуры Баба Йога вполне могла стать прообразом сказочной Яги. Причем в дохристианские времена — положительным (все-таки спасала ребятишек), а затем, как и многие персонажи языческих славянских верований, отрицательным. 

Знахарка и повитуха

Есть и другое мнение. Древнее название огня - «яга». «Ягать» - обозначало жечь, а во втором значении - громко, истошно кричать. Так кричали роженицы, или охотники. В древнеславянском понимании «баба» - это старая мудрая женщина, основательница рода, знахарка, колдунья. А если вспомнить, что раньше существовал обряд «припекания» больного ребенка, то многое становится на свои места. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него хворого младенца, укладывала на лопату и засовывала в хорошо натопленную печь. Затем вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого обертывания и прогревания очень часто выздоравливал. Кстати, ни в одной, даже достаточно поздней сказке, баба Яга никого не изжарила, она лишь собиралась это сделать.

Между двух миров

  С точки зрения сторонников классического древнеславянского происхождения Бабы Яги, помимо всего сказанного, она еще принадлежит и к двум мирам — миру мертвых (Тридевятое царство) и миру живых. Об этом свидетельствует место жительства Бабы Яги — избушка на курьих ножках, стоящая в чаще леса. Когда избушка поворачивается передом к тропинке, ведущей к людям — она обращена к живым, а когда к темной лесной чаще — к мертвым. Костяная нога тоже у бабуси неспроста. Костяная — значит мертвая, даже истлевшая. Одной ногой она еще здесь, а другой уже там — за смертным порогом. Именно ноге уделяется особое внимание еще и потому, что если днем заглянуть в домовину-усыпальницу, то увидеть можно только ноги — покойников славяне хоронили всегда ногами к выходу. 

Жрица зла и повелительница лесных сил

Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, или высоких пней деревьев, на которых наши древние предки ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри, называемый еще «домовиной». Кстати, именно так по сей день во многих областях, чаще в деревнях, а не в городах, принято называть гроб. Этот славянский погребальный обряд существовал в VI—IX веках, вплоть до принятия христианства. Кстати, подобные же захоронения практиковали арии и некоторые древние сибирские народы. Кроме того, если человек погибал, исчезнув бесследно, либо тело его невозможно было похоронить по правилам, люди делали маленький домик, устанавливали его на пень, а внутрь поселяли куклу, свято веря, что именно через нее можно было общаться с душой умершего.

Баба Яга, днем - ну, совершенно слепая старушка - внутри такой избушки лежала неподвижно и не видела пришедшего из мира живых, а узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет». Как отмечают многие исследователи, человек, который отправляется в мир мертвых спасать Царевну, обязательно попадает на своем пути в избушку Бабы Яги, и знаете зачем? - За советом. Только она могла провести его туда, только она знала, как ему выйти обратно, и она испытывала непрошеного гостя. Цена ошибки - жизнь. Пройдя испытания и успешно избежав участи быть «съеденным», то есть навечно остаться в мире мертвых, герой оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, одолевает страшных чудовищ, подчиняет себе часть служителей темного царства, нередко получает власть над лесной и болотной нечистью и овладевает умением управлять стихиями. Одним словом, становится немного больше, чем просто человек. А такому - и страх и почет от соплеменников. Вот и получается, что с одной стороны Баба Яга - кровожадная и коварная жрица зла, пожиравшая детей и добрых молодцев, которую нужно было непременно победить, извести, уничтожить, а с другой -ведунья, повелительница лесных сил, оценившая храбрость, ум и отвагу пришедшего и помогающая ему в его трудном путешествии.  (Вспомните клубок ниток, который дает старушка добру молодцу, чтобы он не заплутал в чаще). 

Дорожная ягушка

Есть и другая теория, согласно которой вредная Бабуся - персонаж не исконно славянский, а занесенный к нам из Сибири вместе с легендами и сказами древних пермяков, самоедов и лопарей. «Ягой» они называли женскую одежду — покров «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу... Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу... Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге». Кстати, аналогичное толкование дает в своем словаре и В.И. Даль.

Подобная одежда была удивительна для наших предков, потому и женщину, носившую ее, они наделили особыми качествами. А представьте, если это пожилая, сгорбленная, нелюдимая женщина, да еще и знахарка. Жуть! 

Есть еще одно мнение, утверждающее, что имя Бабы-Яги никак не связано названием одежды, а имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями: «болезнь, досада», «чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить». Вот эту-то позицию и приняли на вооружение наиболее поздние толкователи сказок. Тут вроде тоже все понятно — высохла нога, вырос горб, замучила подагра, гложет одиночество, вот и приходится восполнять силы,  «съедая» других, особенно юных, чистых, наивных - в отместку за свою несложившуюся жизнь. Но как-то это уж слишком по-взрослому для детских-то сказок...

Самая же распространенная версия гласит, что прототипами сказочного персонажа стали древние ведуньи и знахарки, селившиеся особняком в лесу, где они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали целебные настойки. Почти в каждой деревне была такая женщина, и именно к ней обращались жители в случае болезни и иной нужды. Отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, поэтому чаще всего это были неразговорчивые, мрачные, неприветливые женщины. 

В более поздние христианские времена образ бабы Яги постепенно слился с общенародными представлениями о ведьмах. Но это несправедливо, ведь образ бабы Яги значительно богаче многограннее. 

В завершение хочется сказать - слава Богу, что сохранились еще в народе наши старые мудрые сказки, и что по-прежнему можно почитать их детям, а когда подрастут - рассказать «биографию» знакомых и полюбившихся персонажей. Чем не урок истории?! И куда уж их желторотым «гарри поттерам» до наших молодцев, царевен, бабусь с костяными ногами и бессмертных кощеев. Это здорово, уж поверьте!

 

Ссылки на источник: 1)Энциклопедия "Великие сказочники мира"; 2)Мамуськи