СУФИЗМ

СУФИЗМ (араб, тасаввуф, возможно от араб, суф — шерсть; шерстяные одежды считались принадлежностью аскета-отшельника и мистика) — исламский мистицизм.

Основным объектом учения суфиев являются человек, его отношение к Богу и пути богопознания.

Деятельность и стремления человека, по учению СУФИЗМА, коротко сводятся к следующему: человек от Бога, человек с Богом, человек для Бога, человек к Богу.

Обычно суфии делятся на умеренных и крайних.

В учении крайних суфиев много расхождений с догматами ортодоксального ислама.

На пути достижения духовного совершенства умеренный суфий должен пройти три ступени:

  • суфий следует законам и предписаниям шариата;
  • затем он вступает на второй этап — тарикат, т.е. правильный путь;
  • хакикат (постижение истины). На третьем этапе суфий проходит две стадии — любовь и познание.

Когда суфия охватывает чувство божественной любви, он созерцает красоту истины «оком сердца».

Мусульманская молитва и паломничество в Мекку в практической жизни крайних суфиев не имеют значения.

Классические молитвы вытесняются мистическими ритуалами (зикр).

Крайние суфии пытаются отделить шариат от истины (хакикат).

Конечная цель суфия — не шариат, а воссоединение и слияние с Богом.

Суфийское учение о единстве бытия предполагает, что материальный мир, в т.ч. и человек, растворяется в существе Бога, т.е. Бог и его творение неразделимы; суфии-пантеисты утверждали: «Я — истина, я — Бог».

Мусульманские богословы считают подобные заявления кощунством и нарушением принципов исламского монотеизма.

Последователи СУФИЗМА выдвинули из своих рядов выдающихся мыслителей, философов и поэтов, которые оставили после себя многочисленные произведения на арабском, персидском, турецком и др. языках, являющиеся важной составной частью культурного наследия Востока.

СУФИЗМ не утратил жизнеспособности и сегодня.