СУФИЗМ
СУФИЗМ (араб, тасаввуф, возможно от араб, суф — шерсть; шерстяные одежды считались принадлежностью аскета-отшельника и мистика) — исламский мистицизм.
Основным объектом учения суфиев являются человек, его отношение к Богу и пути богопознания.
Деятельность и стремления человека, по учению СУФИЗМА, коротко сводятся к следующему: человек от Бога, человек с Богом, человек для Бога, человек к Богу.
Обычно суфии делятся на умеренных и крайних.
В учении крайних суфиев много расхождений с догматами ортодоксального ислама.
На пути достижения духовного совершенства умеренный суфий должен пройти три ступени:
- суфий следует законам и предписаниям шариата;
- затем он вступает на второй этап — тарикат, т.е. правильный путь;
- хакикат (постижение истины). На третьем этапе суфий проходит две стадии — любовь и познание.
Когда суфия охватывает чувство божественной любви, он созерцает красоту истины «оком сердца».
Мусульманская молитва и паломничество в Мекку в практической жизни крайних суфиев не имеют значения.
Классические молитвы вытесняются мистическими ритуалами (зикр).
Крайние суфии пытаются отделить шариат от истины (хакикат).
Конечная цель суфия — не шариат, а воссоединение и слияние с Богом.
Суфийское учение о единстве бытия предполагает, что материальный мир, в т.ч. и человек, растворяется в существе Бога, т.е. Бог и его творение неразделимы; суфии-пантеисты утверждали: «Я — истина, я — Бог».
Мусульманские богословы считают подобные заявления кощунством и нарушением принципов исламского монотеизма.
Последователи СУФИЗМА выдвинули из своих рядов выдающихся мыслителей, философов и поэтов, которые оставили после себя многочисленные произведения на арабском, персидском, турецком и др. языках, являющиеся важной составной частью культурного наследия Востока.
СУФИЗМ не утратил жизнеспособности и сегодня.
- 2230 просмотров