БУДДИЗМ
БУДДИЗМ (от санскр. и пали buddha — «просветленный» или «пробужденный») — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий; возникла в Древней Индии в VI-V вв. до н. э.
Основателем ее считается принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой — «просветленным».
Учение Будды явилось попыткой радикально реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства всех людей и организации буддийских общин.
Хотя БУДДИЗМ развивался как учение, оппозиционное ведическим философско-религиозным системам, всё же он заимствовал некоторые их фундаментальные положения (о «вращении» человека в кругу перерождений, обусловленность характера нынешнего существования человека кармой — деяниями в предшествующих существованиях и т.д.).
Учение БУДДИЗМА заключается в постепенном самоуглублении, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры.
Основная духовно-практическая идея БУДДИЗМА связана с учением о «четырех благородных истинах»:
- существует страдание, источником которого служит возобновляющийся цикл рождений и смертей;
- причина страданий — в помраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве;
- прекращение страданий — в достижении «просветленного» состояния, при котором можно выйти из кругооборота земного бытия;
- путь к прекращению страданий состоит в постепенном самоуглублении и приближении к «великой истине», заключающейся в том, что единственная достойная человека цель есть освобождение, свобода от всего, и в т.ч. и от самого себя.
Для достижения этой цели предложена восьмеричная система. Она включает:
- правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах»;
- правильную решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины;
- правильную речь, т.е. доброжелательную, искреннюю, правдивую;
- правильное поведение, т.е. непричинение зла;
- правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый;
- правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание;
- правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания;
- правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.
Итогом восхождения по восьми ступеням совершенствования должна стать нирвана (сверхбытие по ту сторону жизни и смерти, бытия и небытия).
Для буддистов-мирян были сформулированы 5 заповедей:
- воздерживайся от убийства;
- воздерживайся от воровства;
- воздерживайся от блуда;
- воздерживайся от лжи;
- воздерживайся от возбуждающих напитков.
Святой, достигший наивысшего уровня духовного развития — состояния нирваны, из которого более не возвращаются на землю, — называется в БУДДИЗМЕ хинаяны архатом.
В начале нашей эры в БУДДИЗМ формируется новое направление (махаяна), в ключевых моментах отличающееся от раннего БУДДИЗМА, который приверженцы махаяны назвали хинаяной.
К V в. в махаяне сложилось два течения — мадхьямика (шуньявада) и йогачара (виджнянавада), которые во многом определили дальнейшее развитие БУДДИЗМА как мировой религии.
В VII в. в Индии оформляется как самостоятельное течение эзотерический БУДДИЗМ — ваджраяна.
Последователи ваджраяны считают ее высшим учением Будды, «открытым при третьем повороте Колеса Дхармы».
Еще до начала нашей эры начинается распространение БУДДИЗМА (в форме хинаяны) на юг и юго-восток от Индии.
В середине I в. БУДДИЗМ проникает в Китай, несколько позже — в Тибет, Центральную Азию и Монголию (в форме махаяны).
Процесс адаптации БУДДИЗМА к местным религиозным и культурным традициям происходил одновременно с дальнейшей разработкой его фундаментальных положений, в результате чего за пределами Индии возникло немалое количество буддийских школ с систематизированными доктринами.
Позже оформились буддийские направления, имеющие до сегодняшнего дня миллионы последователей (например, ламаизм, дзэн, амидаизм, нитирэнизм).
Сегодня БУДДИЗМ исповедуют свыше 500 млн. человек.
В пантеоне БУДДИЗМА огромное количество богов и святых. Количество священных книг также намного больше, чем в других религиях.
В БУДДИЗМЕ отсутствует единое для всех направлений и школ священное писание, а буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христианских или исламских конфессий.
Столь же велико и количество философских школ, связанных с БУДДИЗМОМ.
Общим, однако, является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего.
- 2048 просмотров